Об обществе

large

12 советов святого праведного Иоанна Кронштадтского желающим бросить пить

Советы желающему избавится от пьянства


В наше время Россия переживает алкогольную катастрофу. По разным оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения составляет от 14 до 25 литров в год. А ведь уже давно Всемирной Организацией Здравоохранения установлено, что когда этот уровень превышает 8 литров, стране угрожает опасность. Алкоголизация общества – это одна из главных причин, вызвавших демографический кризис. Высокий уровень преступности, низкое качесто выпускаемой продукции, экономические потери, разрушенные семьи, безнадзорные дети, переполненные дома престарелых и дома малюток – следствия все той же проблемы. В 2006 г. на 100 браков приходилось 58 разводов, при этом, согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания – самые распространенные из причин разводов, оставления детей и лишения материнских прав.

Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь, алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По статистике, более 1 млн человек умирает в год от причин, связанных с употреблением алкоголя (это: отравления, сердечно – сосудистые и другие заболевания, убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.).

Алкогольная зависимость приводит к деградации личности, уродуется душа человека. С духовной точки зрения это – страсть, которая может лишить человека не только жизни временной, но и вечной:«Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царствия Божия не наследуют…» (1 Кор. 6, 10).

В дореволюционных изданиях начала 20 века встречаются слова о том, какая ужасная алкогольная ситуация сложилась на тот момент в обществе. И это говорилось тогда, когда уровень потребления алкоголя на душу населения был одним из самых низких в мире. В 1905 г. он составлял 3,13 л на душу населения в год (для сравнения: во Франции – 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л ). Россия была одной из самых трезвых стран мира, и при этом многие деятели трезвеннического движения били тревогу. А сейчас у нас 14 – 25 л на душу населения в год и мы…молчим. Сложилась даже противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, наше общество считает его каким-то ненормальным.

Одна из главных причин пьянства – потеря духовно-нравственных ориентиров современным человеком. Следовательно, и лечиться эта болезнь должна духовными средствами. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».

В России имеется богатый исторический опыт утверждения трезвости. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. К началу революции в нашей стране действовало более 3000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенническую работу. Именно благодаря их деятельности большинство населения страны были трезвенниками.

В наше время началось возрождение православных трезвеннических традиций. Появляются при приходах общества трезвости (сейчас в России около 50 таких приходских обществ), возобновилась практика обетов трезвости.

Важно помнить, что цель православных трезвеннических обществ и братств – утверждение трезвости, а не борьба с пьянством. Не репрессии против пьющих, но личный пример трезвой благодатной жизни – залог успешной деятельности в этой области.

Дореволюционный опыт организации и деятельности обществ трезвости на приходе.

Первые общества трезвости стали появляться в России в середине 19 века. Они представляли собой объединения обетчиков — людей, давших обет воздержания от винопития на определенный срок. Это стихийное крестьянское движение, не имевшее ярких лидеров и четкой программы действий, постепенно сошло на нет. Оно стало возрождаться снова уже в 80-е гг. 19 века. Нужно отметить в этот период деятельность Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). В 1875 г. он организовал в с.Татеве народную школу, в которой стремился воспитывать учеников на основе нравственных христианских ценностей. В 1882 г. им было организовано «согласие» (общество) трезвости, куда вошли ученики и выпускники его школы, а также сельские жители. «Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртного. Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, нами был произнесен в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. С тех пор этот обет ежегодно 5 июля обновлялся почти теми же лицами, с небольшим ежегодным численным приростом. Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Состояло общество почти исключительно из бывших учеников Татевской школы, и постоянное его ядро составляли вышедшие из этой школы учителя», — писал Сергей Александрович Рачинский. Он впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть по-настоящему плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он не уставал повторять до самой своей смерти. Великий православный трезвенник сразу же указал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости — «желание жить жизнью, Богу угодною», «жить в Боге и для Бога». Он неустанно повторял, что главное направление православной трезвенной работы – это практическое осуществление заповедей Божиих. Рачинский подчеркивал, что основной метод работы – соединение идей трезвости с православным просвещением. Посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний в православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость. Им было определено и главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковная форма отречения от пьянства. Выдающийся педагог говорил, что обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека, который должен начать путь нравственного, духовного совершенствования. Рачинский первым в России объяснил необходимость распространения идей трезвости во всероссийском масштабе. Он сформулировал главную стратегию преодоления алкоголизации населения: надежный заслон ей должны поставить сильные приходские, школьные и семейные трезвенные традиции. Человек будет надежно огражден от пагубной страсти к спиртному только тогда, когда его семья и приход будут не просто воздерживаться от «злоупотребления спиртным», но активно развивать и совершенствовать трезвенную работу. Проблема алкоголика – это проблема (а чаще всего вина) всей семьи и прихода. Именно члены семьи и прихожане должны были заметить начало развития болезни у своего ближнего. Именно они вместе с педагогами должны были надежно оградить подрастающее поколение от этой духовно-нравственной болезни. По мнению Рачинского, вносить свой вклад в дело утверждения трезвой жизни должен каждый православный христианин. Он указал на необходимость осуществления основного принципа противостояния злу – на развитие трезвенного движения во всероссийском масштабе. Поэтому народный учитель не уставал призывать к созданию в приходах православных обществ и братств трезвости. А как строилась такая работа непосредственно в Татевском обществе трезвости? Рачинский пишет: «Я пользовался для бесед о трезвости единственным случаем, который для этого представлял мой образ жизни. В воскресные дни между утреней и обедней в школу приходили многие крестьяне, приходили в настроении добром и благоговейном, с желанием услышать или, если они грамотны, прочесть что-либо душеполезное. В разговорах с ними речь весьма часто касалась пьянства. Немногие из них (по большей части родители или родственники моих учеников) присоединялись к нашему обществу трезвости». Рачинский определил для себя правило: лично проводить беседы с каждым, кто выражает желание стать членом Татевского общества трезвости. Обеты трезвости принимались на один год. Рачинский считал, что для людей, особенно страдающих от алкоголизма, обет трезвости должен сначала даваться на небольшой срок: полгода или год. Он пояснял: «За человеком, чтобы окрепла его воля, должна быть оставлена разумная мера свободы». Этот принцип Рачинского затем использовался в абсолютном большинстве дореволюционных обществ трезвости. В письме Рачинского С.А. «К духовному юношеству о трезвости» содержится глубокое богословское осмысление данной проблемы: «Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенною трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения. Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким». Рачинский всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. Он настойчиво объяснял: «Авторитет и нравственная сила священника, для коего пьянство невозможно, тотчас удесятеряются. К нему всегда примыкает группа абсолютно трезвых людей, прочное ядро будущего общества трезвости». Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви. Церковное священноначалие одобряло массовое трезвенническое движение, начавшееся в России. В определениях 1889 и 1909 гг. Синод призывал духовенство учреждать приходские общества трезвости, указывал на их особое значение в деле развития трезвенных традиций в России. Человека, страдающего от алкогольной зависимости, недостаточно было просто убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, облегчающие внутреннюю борьбу с этой страстью. Такой именно цели и служили приходские православные общества трезвости. Люди, желавшие навсегда прекратить разрушение собственной личности алкогольными и табачными ядами, встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами приходского общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни. После смерти Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором в 1898 г. было основано Александро-Невское общество трезвости (при Воскресенском храме у Варшавского вокзала). Оно было основано священником Александром Рождественским, «апостолом трезвости», как называли его современники, и действовало на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной трезвости, которым руководил сподвижник и друг святого праведного Иоанна Кронштадтского священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860-1918). Отец Александр ставил для своего общества задачу гораздо шире, чем только борьба за трезвость его членов. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Этому он учил с помощью внебогослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет; литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств и торжественных крестных ходов. Основанное им Александро-Невское общество трезвости уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек и было самым многочисленным в России. «Ведь это значит, — писал известный литератор Е. Поселянин, — семьдесят тысяч семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это – громадная область, оторванная у сатаны, это – великий живой дар Царствию Божию». С 1905 по 1918 гг. это общество возглавлял священник Петр Миртов. В это время в Обществе и его 12 отделениях в Санкт-Петербурге и губернии действовало 7 библиотек, 5 школ и даже детский сад. С 1914 г. оно стало называться Александро-Невским Всероссийским Братством трезвости. К 1917 г. число его членов превышало 140 000 человек. Все они дали Богу обет трезвости.

Другим великим подвижником трезвенного движения явился святой праведный Иоанн Кронштадтский. Им был организован Дом Трудолюбия – воспитательно-образовательное учреждение для бедных людей, спасающее их от пьянства, лености, праздности, апатии, тунеядства. В 1882 г. состоялось его открытие. Всякий желающий мог выполнять в Доме трудолюбия простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т.п., получая за это здоровую сытную пищу, небольшую плату и ночлег. В состав Дома Трудолюбия входили следующие учреждения: 1) пенькощипальная мастерская, в которой работало в течение года до 25 тысяч человек, 2) женская мастерская, состоявшая из трех отделов: модного, белошвейного и вышивки и метки белья, 3) сапожная мастерская, в которой под руководством опытного мастера мальчики обучались сапожному мастерству, 4) народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек, 5) ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки, 6) бесплатное призрение бедных женщин, 7) бесплатная амбулаторная лечебница, 8) народные чтения, которые велись по воскресным и праздничным дням и заключались в разъяснении Евангелия, а также в общеполезных очерках по русской истории и литературе, 9) бесплатное начальное народное училище, 10) вечерние классы ручного труда, 11) класс женского рукоделия, 12) бесплатная детская библиотека при начальном училище, 13) народная бесплатная читальня, 14) воскресная школа, 15) рисовальные классы, 16) убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей, 17) второй приют для малолетних обоего пола, 18) загородный дом милосердия имени отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем, 19) дом Андреевского приходского попечительства, где производилась ежегодно выдача денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей. Учреждена была также книжная лавка и устроены огороды для снабжения овощами различных учреждений Дома трудолюбия. Такую форму работы со страждущими возрождают в настоящее время реабилитационные центры. В 1909 г. появляется Указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914 г. сообщается о результатах проведения в жизнь Указа от 1909 г. «Стремления наставников, в этом отношении, главным образом направлены были к тому, чтобы дать учащимся надежное орудие в борьбе с указанным недугом в народе, которому они понесут призыв к отрезвлению. Обычным средством к раскрытию всей пагубности влияния алкоголя на психическую и физическую жизнь человека служили, прежде всего, наставления семинарских врачей на уроках медицины и гигиены, а иногда – в особых лекциях соответствующего содержания, с демонстрированием картин, картограмм и т.п. Такие лекции прочитаны были в семинариях: Вологодской, Вятской, Пензенской, Одесской, Уфимской, Орловской и Пермской. С тою же целью иногда обращались к кинематографическому демонстрированию соответствующих картин (Архангельская, Казанская, Смоленская семинарии). Приобреталась и соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки для чтения учеников; раздавались, особенно в младших классах, листки и книжки на тему о трезвости. Наряду с выяснением вопроса о вреде алкоголя, воспитанникам излагались история и меры борьбы с сим злом. Между прочим, в Архангельской семинарии был произведен опыт восполнения методических познаний учащихся по сему предмету сведениями о школьной борьбе с алкоголизмом, с каковою целью преподавателем дидактики устроено было «трезвенническое» утро. По широте постановки указанного «трезвенного» дела на первом месте, бесспорно, должна быть поставлена Пермская семинария. Здесь устроен особый противоалкогольный музей. Для приучения учащихся к ведению противоалкогольных бесед устраивались классные беседы в форме диспутов на соответствующие темы, а для большего убеждения в значении личной инициативы в деле борьбы с народным алкоголизмом воспитанники ознакомлены были с жизнью и деятельностью выдающихся «апостолов» трезвости, с целью же расширения познаний по противоалкогольному делу и гигиене вообще, а также для приобретения навыка в деле распространения сих знаний как в семинарии, так и вне ее, открыт был кружок гигиенистов-трезвенников, действия которого выражались в устройстве небольших чтений (с туманными картинами). Об открытии кружка христианской трезвой молодежи состоялось постановление и в Якутской семинарии». Развитие учения о трезвости привело к постановке вопроса о преподавании этого предмета в общеобразовательной школе. В 1905 году недалеко от С-Петербурга, на станции Сергиева Пустынь Балтийской железной дороги, близ монастыря преподобного Сергия иеромонахом этого монастыря Павлом (Горшковым) была организована 1-я Российская Сергиевская школа трезвости. Она выросла из Сергиевского отделения Александро-Невского общества трезвости, образованного в 1904 году в монастыре преподобного Сергия. Как показывает само название школы, главной заботой ее являлось преподавание трезвости с целью предохранения подрастающего поколения от порока пьянства. И это преподавание проходило красной нитью в программе школы. Специальные «Уроки трезвости» давала старшая учительница школы с использованием наглядных пособий. А заведующий школой иеромонах Павел вел уроки трезвости на темы по Закону Божию. Это были беседы о трезвости, приуроченные к разным событиям из Священного Писания. На уроках остальных предметов учебного курса детям внушались все те же начала трезвой жизни. В 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года в школах Министерства народного просвещения предписывалось преподавать учащимся старших классов курс гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года. К марту 1914 года относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного Праздника трезвости. Именно широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких алкогольных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Первоначально запрет касался водки и других крепких спиртных напитков и был введён в качестве временной меры, однако по завершению мобилизации он остался в силе. Постепенно запрет распространили на вино и пиво. Последний русский царь предрешил навсегда воспретить в России казённую продажу водки. Ни в одной стране мира до 1914 г. подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую — высшую ступень.

Общества трезвости сегодня.

Возрождение православных трезвеннических традиций началось в конце 20 века. Были организованы общества трезвости в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах России (сейчас их насчитывается около 50 в России). Цель этих обществ – утверждение трезвости в народе, а задачей является духовно-нравственное просвещение. Именно отход от духовных традиций вызвал алкогольную катастрофу в России. Следовательно, и возрождение трезвеннических традиций должно идти рука об руку с возрождением духовной жизни. Обобщая современный опыт работы обществ трезвости, можно выделить основные направления их деятельности:

  1. Совместная молитва.
  2. Индивидуальные консультации со страждущими и их родственниками.
  3. Беседы для родственников страждущих.
  4. Курсы по избавлению от алкогольно-табачной зависимости.
  5. Помощь людям, окончившим курсы по избавлению от зависимости.
  6. Возрождение традиций обета трезвости.
  7. Религиозно-просветительская деятельность.

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.

1.Совместная молитва.

«…Молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). «Без Меня не можете творить ничего», — сказал Сам Господь. Любое благое дело должно делать с молитвой. Во многих обществах трезвости существует традиция регулярно собираться на акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На эту соборную молитву приходят как те, кто уже избавился от алкогольной или табачной зависимости, так и желающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть.

2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников.

Главной целью консультаций является объяснение человеку, обращающемуся за помощью, того, что проблема зависимости имеет в первую очередь духовные корни, и поэтому решать ее необходимо соответствующими средствами. Помимо разъяснения основной причины проблемы, одной из целей консультации является психологическая поддержка человека в его стремлении избавиться от зависимости и укрепление его в надежде совместного достижения реального положительного результата. Проводятся консультации людьми, которые сами избавились от зависимости и приняли обет трезвости. Они являются активными членами общества, имеют необходимый духовный и жизненный опыт, прошли специальное обучение и получили благословение духовника, окормляющего деятельность общества. Во время консультации людям даются подробные ответы на волнующие их вопросы, предлагаются конкретные пути решения проблемы, показываются результаты людей, обращавшихся ранее за помощью, предоставляется возможность самим посетить ближайшие мероприятия общества и познакомиться с его жизнью. Зачастую следствием консультации является то, что люди приходят на ближайшие занятия для страждущих или беседы для родственников страждущих, начинают приходить на молебен с акафистом перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша», который регулярно каждую неделю служится в Храме вмч. Пантелеимона на ул. Дмитрия Донского, 23 (там же, где проходят индивидуальные консультации и беседы со священником).

3. Беседы для родственников страждущих.

Необходимость занятий с близкими и родственниками вызвана в первую очередь тем, что эти люди, видя, как на глазах у них разрушается и гибнет человеческая личность, не понимая причин такого поведения человека, часто совершают действия, которые не только не приводят к положительному решению проблемы, но, наоборот, её усугубляют; а нередко и они сами являются причиной очередного срыва или семейного конфликта. Именно с целью вооружения близких необходимыми знаниями, объяснения истинных причин проблемы, предложения реальных и конкретных путей помощи страждущим и организуются беседы для их родственников. В ходе этих бесед гораздо шире, чем на индивидуальной консультации, раскрываются духовные основы зависимостей, объясняется, что проблема алкогольной и табачной зависимости не только личностная, но и семейная, и социальная. В силу этого бороться нужно не с человеком, а за человека, нужно бороться с той страстью, от которой страдает и мучается его душа, с теми привычками, традициями и обрядами, которые влекут его в погибель, с тем, от чего самостоятельно, только своими силами, он избавиться не в состоянии. Основной принцип, на котором выстраивается вся помощь, определяется тем, что семья — это единое целое, живой организм, и подобно тому, как от телесной болезни страдает весь человек, так и от действия страсти страдает и мучается вся семья, а не отдельный ее член. Проблема, которая возникает у кого-либо из членов семьи, не является проблемой только мужа, жены или детей — это проблема всей семьи, то есть каждого её члена, и решить ее можно только совместно, общими усилиями. Поиск «виноватого» не может принести положительного результата, а только усугубляет положение страждущего, так как лишает его надежды на исправление жизни. Главный вектор приложения всех усилий в помощи страждущему должен быть направлен на то, чтобы в нем самом пробудить стремление изменить свою жизнь. Для этого необходимо, в первую очередь, терпение и понимание, что это изменение не может произойти быстро; кроме того, ему необходим наглядный пример той жизни, к которой его призывают. Этим конкретным примером жизни в трезвости могут стать его родственники. В силу этого в ходе проводимых бесед им объясняется, что оказание помощи страждущему мужу, жене или ребенку нужно начинать с самого себя, с изменения своей жизни. В чем же человек должен измениться, чтобы помочь своему близкому, родному человеку в борьбе со страстью? Из опыта практического общения со страждущими и их родственниками выявляется весьма характерная конфликтная ситуация. У родственников к страждущему имеется весьма значительное количество претензий относительно его поведения в семейной жизни, но и у страждущего к родственникам количество претензий ничуть не меньше. Неспособность самостоятельно найти выход из этого конфликта во взаимоотношениях приводит к вполне закономерным отрицательным последствиям: страдающий от неудовлетворения своих претензий теряет в душе мир и по привычке предается действию страсти; родственники, не видя изменений к лучшему, впадают в уныние и отчаяние. Выход из этой, как может показаться, безвыходной ситуации возможен через возвращение к традиционному для нашей духовной культуры укладу семейной жизни. В ходе бесед с родственниками страждущих им объясняются основные принципы традиционного уклада семейной жизни и предлагается практическая помощь обустройства взаимоотношений в семье в соответствии с этим укладом. В этом и заключается суть тех изменений, которые человеку необходимо в себе совершить, меняя себя под традиционный для нашей российской культуры уклад семейной жизни. На занятиях родственникам предлагаются конкретные формы поведения, принципы правильного общения со страждущим человеком, способы оказания ему необходимой помощи. Нередко и самим родственникам необходима психологическая поддержка и помощь, так как многие из них, прилагая невероятные усилия, затрачивая огромные средства и не видя результатов, впадают в уныние, отчаиваются и прекращают борьбу за своего близкого и дорогого человека. Общение на занятиях с членами общества, совместные молитвы, реальные примеры преодоления порока и исправления жизни воодушевляют их на терпеливую и усердную борьбу со страстью. Им самим предлагается стать членами общества трезвости и принять обет трезвости.

4.Курсы для страждущих от алкогольно-табачной зависимости.

Такие курсы проводятся в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге и других городах России. Что касается курса, проводимого обществом «Трезвение» в Калининграде, то целью курса является передача человеку, принявшему твердое решение изменить свою жизнь, необходимой суммы теоретических знаний и опыта, достаточных для избавления от зависимости. Этот курс состоит из десяти трехчасовых занятий, проводимых в вечернее время, системы домашних занятий, тренингов и индивидуальной работы с каждым слушателем. Результатом этой работы для людей, обращающихся за помощью с целью избавиться от алкогольной зависимости, как правило, является то, что после 3-4-го занятия у них пропадает желание одурманивать себя алкоголем и появляется твердое намерение жить трезво. У людей, желающих избавиться от табачной зависимости, после 5-6-го занятия исчезает всякое желание отравлять себя табаком. К десятому занятию у большинства слушателей появляется осознанная необходимость внутреннего преображения, формируется твердое намерение жить духовной жизнью в традициях Православной Церкви. Каждое занятие состоит из объяснения и разбора домашних заданий, лекции, перерыва и индивидуальной работы со слушателями. Начинается и заканчивается занятие молитвой.

5. Помощь людям, окончившим курсы по избавлению от зависимости.

Главная задача общества трезвости на этом этапе — помочь человеку удержаться на достигнутых рубежах, научиться жить трезво, видеть искушения, понимать их смысл и бороться с ними, войти в благодатную жизнь Церкви, обрести необходимый духовный опыт, стать активным членом общества «Трезвение». Для этого вся новая группа в конце десятидневных занятий делится на части, и каждая часть вливается в группу (десятку), состоящую из людей, уже имеющих достаточный опыт трезвой и духовной жизни, во главе которой стоит человек (десятник), давший обет трезвости и являющийся членом общества. Перед каждой десяткой ставятся три основные задачи: взаимная помощь и поддержка членов своей десятки; содействие в обретении духовного опыта и знаний; активное участие в жизни общества. Работа в десятках строится на основных христианских принципах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) и «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Помощь и поддержка необходимы человеку, особенно в первое время после окончания десятидневных занятий. Во время занятий он находится в атмосфере единомышленников, которые так же, как и он, стремятся изменить себя, в нем крепнет осознание реальности этих перемен, он постоянно видит перед собой людей, которые уже прошли этот путь, может с ними общаться, задавать им любые волнующие его вопросы. В это время он постоянно наблюдает происходящие в нем перемены: сокращается количество выкуренных сигарет в течение дня, пропадает желание одурманивать себя алкоголем и табаком, вместо этого возникает отвращение к ним; поднимается настроение; улучшается самочувствие; возрастает надежда, что и у него в этот раз все может получиться; все тверже становится намерение измениться и жить трезво. После окончания занятий из атмосферы единомышленников, стремящихся жить трезво, человек возвращается к прежней своей жизни. Часто, к сожалению, случается так, что та социальная среда, которая сформировала и питала в нем этот порок, из которой человек пришел на занятия, за время происходящих в нем личных перемен совсем не изменилась, а даже, совсем наоборот, в ней этот человек сейчас становится объектом насмешек. Именно в этот период страждущему, как никогда ранее, необходимы дружеская помощь и поддержка опытного человека, прошедшего через такие же жизненные обстоятельства; такого человека, который осознает на себе груз личной ответственности перед Богом за благополучный исход дела, является старшим собратом и с христианской любовью терпеливо помогает пройти через эти естественные жизненные испытания. Для оказания этой помощи десятники вместе со своими десятками обязательно присутствуют на занятиях, помогая в их проведении, организуют все необходимое для чаепития, в процессе которого в неформальной, дружественной атмосфере снимаются психологические барьеры, завязываются межличностные отношения, поэтому, когда в конце занятий в десятку вливаются новые члены, нет напряжения, возникающего при новой встрече, а есть взаимопонимание и готовность к совместному труду. У десятника есть помощники, в обязанности которых входят забота оказывать постоянное попечение о своих членах и регулярно собирать членов своей десятки минимум два раза в неделю. Для этого есть совместные собрания, которые проходят во вторник, 18.00 и субботу в 15.00. Помимо участия в молитвенных собраниях и ежемесячных встречах трезвенников, десятки участвуют во всех других мероприятиях, организуемых обществом «Трезвение»: принимают активное участие при наборе, организации и проведении очередной группы для страждущих; совершают совместное паломничество к православным святыням родного края; трудятся на послушаниях, организованных для помощи Социальному отделу епархии. По инициативе членов общества для изучения основ церковного пения организован хор, который поет на молебнах и акафистах. Для реализации потребности в общении организованы художественная студия, занятия по катехизации, спортивные мероприятия, совместные паломничества и  краеведческие поездки.

6. Возрождение дореволюционной практики обетов трезвости.

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов на пути трезвости Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование — о пришествии в мир Спасителя — дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом завете, и в Новом. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решили дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи (Числа, 6, 2-3). Мы знаем обеты святых праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы в случае разрешения бесплодия посвятить чадо Богу. Такие примеры есть и в житиях святых. Плодом таких Богоугодных обетов были Пресвятая Богородица, Предтеча и Креститель Господень Иоанн и многие святые.

Обет трезвости дается для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, с другой — чтобы привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно. Обет трезвости – это великое охранительное средство для людей, еще не имеющих порочных зависимостей. Это прекрасная помощь родственникам страждущих, которые должны помогать своим родным в первую очередь собственным примером. С. А. Рачинский писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыни. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи». Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Нередко обет трезвости дают люди, которые сами от этого порока не страдают: они дают обет трезвости ради своих ближних. Чтобы избавиться от страсти пьянства, человек должен утвердиться в добродетели воздержания, и пример такого воздержания являют ему близкие. Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвеннической работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости обетчикам выдаются обетные грамоты. Обет трезвости дается с благословения духовника. Срок обета может быть различным: от нескольких месяцев до пожизненного (срок опять-таки должен определить духовник).

7. Религиозно – просветительская и профилактическая деятельность.

Это может быть: издательская деятельность (выпуск журналов, газет, листков трезвости), написание статей на тему трезвости в местные средства массовой информации, создание сайта общества трезвости, проведение лекций и бесед о вреде табакокурения, винопития, сквернословия и другое.

См. План мероприятий Общества «Трезвение» Калининград:  Трезвение ПО (план)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *